Реакционное ломброзианство


29 января 2009

Реакционное ломброзианство

Поскольку Лафатер никакими объективными доказательствами не располагал, никакой экспериментальной проверки своих выводов не сделал, а опирался только на умозрительные заключения и интуицию, его новая физиогномика была обречена на неминуемую дискредитацию. Вместе с тем определенное искусство выводов, сделанных Лафатером, продолжало вызывать интерес, его идеи стремились постичь люди, наделенные способностью наблюдать.

Надгробная маска на гробнице польского короляЗаконы экспрессии лица оставались непознанными, но положения, установленные в процессе длительной практики, оказались во многом справедливыми. Для их объяснения нужен был другой подход, научный. Сказанное выше дает основание утверждать, что на всем протяжении истории физиогномики от Аристотеля до XIX в. в сознание людей внедрялась вера в наличие прямой зависимости между чертами лица и характером человека. Старые руководства по физиогномике были насыщены рекомендациями, пользуясь которыми каждый якобы мог научиться проникать в сокровенные мысли собеседника, основываясь на особенностях строения и выражения лица.

К началу XIX в несостоятельность физиогномики в ее прежнем толковании стала очевидной. Передовые исследователи обратились к научным методам изучения выразительности эмоций. Были предъявлены самые высокие требования в отношении корректности рассуждений о ценности мимики в практике психологов и медиков. Шотландский физиолог Чарлз Белл (Ch. Bell) в 1806 г. опубликовал книгу «Анатомия и философия экспрессии», которая вошла в историю как первое научное произведение, посвященное изучению физиологического проявления эмоций. Автор убежденно следовал строго материалистическому подходу в решении этого вопроса. Он объяснял мимические движения как следствие сокращения определенных мышц лица, что было важным шагом вперед в познании механизмов выразительности. Ч. Белл стремился к комплексной оценке признаков лица и избежал ошибки физиолога и антрополога П. Кампера (Р. Camper), который абсолютизировал значение лицевого угла в определении культурного уровня человека. В последующем величина лицевого угла была использована как аргумент в защиту расовой теории: по степени прогнатизма людей разделяли на представителей высшей и низшей расы.

Было бы неправильным считать, что в XIX в. от физиогномики отказались. Ее методы послужили основанием для пропаганды френологии, одной из разновидностей физиогномики. На ее традициях родилось и реакционное ломброзианство. Производным френологии оказался и крайний конституционализм Н. Пенде (М. Pende), трактовавшего биотип человека и его лицо как фатальный продукт эндокринной деятельности.

«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net