Этапы предыстории человеческого общества


29 января 2009

Этапы предыстории человеческого общества

Этапы предыстории человеческого общества оставили немного следов, дающих возможность получить представление об уровне культуры древних народов. Но изображения головы человека и его лица сохранились на наскальных рисунках. До настоящего времени сохранились скульптурные изображения человека в Древней Ассирии. Не так давно на берегу одного из небольших притоков Енисея на территории Советского Союза обнаружены наскальные рисунки, относящиеся к бронзовому веку. На петроглифах фигуры людей и лица в виде масок (По Дэвлету М. А., 1976). На скифских каменных фигурах зафиксированы отличия мужских и женских лиц. По скульптурному портрету египетской царицы Нефертити (Древний Египет) можно судить об особом искусстве воспроизведения характеристики лица в то время — XV —начало XIV вв. до н. э. Памятники античного искусства свидетельствуют об объективном классическом восприятии лица человека и о его идеализации.

Но идеализация формы во времена Древней Греции влияла и на науку. Выдающийся философ и ученый Аристотель оказался пионером в создании особого псевдонаучного направления в изучении лица, которое позднее названо физиогномикой. Он и сторонники его мнения считали, что черты лица и его общее выражение характеризуют определенный тип людей и что по ним можно определять характер человека, уровень его интеллекта и одаренности. Сохранились высказывания Аристотеля, вдохновлявшие физиогномистов на протяжении двух тысяч лет. Культ лица для Аристотеля казался само собой разумеющимся. Научные критерии в его описаниях лица, конечно, отсутствовали. Достаточно отметить, что в своих описаниях человеческого лица и трактовке отдельных его частей Аристотель придавал носу поистине волшебное значение.

Он, например, придерживался твердого мнения, что толстые носы в форме луковицы свойственны людям грубым, остроконечные — присущи вспыльчивым, с холерическим темпераментом, крючковатые обличают людей благородных и властных. Он проводил также аналогию носа человека с носами животных, выделяя орлиный нос, нос собаки, льва, оленя. Аристотель, таким образом, был не только первым физиогномистом, но и анималистом. Вряд ли следует удивляться тому, что в последующем анималисты всегда прикрывались именем Аристотеля. В книге «О возникновении животных» Аристотель в 6 главах изложил свои взгляды на физиономию. Он считал возможным по лицу определить сильные и слабые черты характера человека, его одаренность и ограниченность, его храбрость и робость. Сократ и его современник Платон, последователем которых был Аристотель, также умозрительно оценивали лица. В литературе имеется и ссылка на Пифагора, который, якобы, не позволял изучать математику в Академии студентам, на лицах которых он не видел способностей к этой науке [Ligget J., 1974]. Д. Б. Делла Порта (1593), изучивший историю физиогномики, ссылался на древнегреческих философов и указывал на их умение расшифровывать выражение лица. Он считал физиогномистом Сократа, который, якобы, внимательно изучал лицо абитуриента и лишь после этого принимал его в группу своих учеников.

«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net