Этапы предыстории человеческого общества
Этапы предыстории человеческого общества оставили немного следов, дающих возможность получить представление об уровне культуры древних народов. Но изображения головы человека и его лица сохранились на наскальных рисунках. До настоящего времени сохранились скульптурные изображения человека в Древней Ассирии. Не так давно на берегу одного из небольших притоков Енисея на территории Советского Союза обнаружены наскальные рисунки, относящиеся к бронзовому веку. На петроглифах фигуры людей и лица в виде масок (По Дэвлету М. А., 1976). На скифских каменных фигурах зафиксированы отличия мужских и женских лиц. По скульптурному портрету египетской царицы Нефертити (Древний Египет) можно судить об особом искусстве воспроизведения характеристики лица в то время — XV —начало XIV вв. до н. э. Памятники античного искусства свидетельствуют об объективном классическом восприятии лица человека и о его идеализации.
Но идеализация формы во времена Древней Греции влияла и на науку. Выдающийся философ и ученый Аристотель оказался пионером в создании особого псевдонаучного направления в изучении лица, которое позднее названо физиогномикой. Он и сторонники его мнения считали, что черты лица и его общее выражение характеризуют определенный тип людей и что по ним можно определять характер человека, уровень его интеллекта и одаренности. Сохранились высказывания Аристотеля, вдохновлявшие физиогномистов на протяжении двух тысяч лет. Культ лица для Аристотеля казался само собой разумеющимся. Научные критерии в его описаниях лица, конечно, отсутствовали. Достаточно отметить, что в своих описаниях человеческого лица и трактовке отдельных его частей Аристотель придавал носу поистине волшебное значение.
Он, например, придерживался твердого мнения, что толстые носы в форме луковицы свойственны людям грубым, остроконечные — присущи вспыльчивым, с холерическим темпераментом, крючковатые обличают людей благородных и властных. Он проводил также аналогию носа человека с носами животных, выделяя орлиный нос, нос собаки, льва, оленя. Аристотель, таким образом, был не только первым физиогномистом, но и анималистом. Вряд ли следует удивляться тому, что в последующем анималисты всегда прикрывались именем Аристотеля. В книге «О возникновении животных» Аристотель в 6 главах изложил свои взгляды на физиономию. Он считал возможным по лицу определить сильные и слабые черты характера человека, его одаренность и ограниченность, его храбрость и робость. Сократ и его современник Платон, последователем которых был Аристотель, также умозрительно оценивали лица. В литературе имеется и ссылка на Пифагора, который, якобы, не позволял изучать математику в Академии студентам, на лицах которых он не видел способностей к этой науке [Ligget J., 1974]. Д. Б. Делла Порта (1593), изучивший историю физиогномики, ссылался на древнегреческих философов и указывал на их умение расшифровывать выражение лица. Он считал физиогномистом Сократа, который, якобы, внимательно изучал лицо абитуриента и лишь после этого принимал его в группу своих учеников.
«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек