Иммунологическая память
Продолжительное сохранение гетерологичных анамнестических антител, менее активных против современного возбудителя, подтверждает постоянно действующий механизм иммунологической памяти, хотя при этом далеко не всегда может проявиться весь присущий ей защитный эффект.
Причина этому — прогрессирующее падение специфичности гетерологичных антител к современному высокоактуальному возбудителю — виновнику основной массы наблюдающихся заболеваний гриппом. Полезная роль иммунологической памяти, столь высокая у вирусов с неизменяющейся антигенной структурой, стимулирующих синтез высокопостоянных по составу антител (корь, оспа, свинка и др.), объясняется пожизненной продукцией антител единой структуры, обеспечивающих оптимальное подавление гомологичного вируса в случае реинфекции.
Анамнестические антитела при гриппе в силу низкой их специфичности для современных вирусов другого антигенного профиля могли быть полезны в прошлые десятилетия только для защиты пожилых групп населения, когда они снова сталкивались с вирусами гриппа идентичной этиологии, актуальными 60 — 70 лет назад. Уже указывалось, что положение в корне изменилось в 1977 г., когда вирус гриппа А(Н1N1) вернулся к активной циркуляции через сравнительно очень короткий интервал в 20 лет после завершения эпидемических событий в 1956 г., вызванных возбудителем этого подтипа. У значительной части взрослого населения, достигшего 25 и более лет, вовлеченного в молодые годы в пандемию гриппа А(Н1N1) в 1947 — 1949 гг. и в последующие 5 эпидемий, обусловленных циркуляцией этого возбудителя, сохранилась отчетливая иммунологическая память о событиях того периода. Антитела к вирусу гриппа A(H1N1) в этих условиях стали вновь специфичными и высокоэффективными для населения, переболевшего 20 — 25 лет назад гриппом А(Н1N1).
Об этом свидетельствуют данные относительно высокой заболеваемости детей и молодых групп населения в возрасте до 25 лет при значительно пониженной заболеваемости населения в возрасте старше 25 — 30 лет. Если сделать коррекцию на закономерно сниженные относительные показатели заболеваемости гриппом взрослых сравнительно с детьми, составляющие индекс от 1,7 до 4,6, то и в этом случае уменьшение относительной заболеваемости гриппом в 1977 — 1979 гг. окажется бесспорным. Выраженное благополучие взрослых контингентов при повторной встрече их с вирусом А(Н1N1) демонстрирует также резкое увеличение частоты бессимптомных инфекций по сравнению с клинически выраженными формами гриппа. Если в период прошлых эпидемий гриппа это соотношение не превышало у лиц 20 — 30 лет 1 : 1,6, то в 1977 — 1979 гг. оно достигло 1 : 5.
Таким образом, длительное поддержание гетерологичного иммунитета у населения обусловлено постоянной его стимуляцией в период повторных эпидемий гриппа А. В условиях естественного эпидемического процесса, а также при изучении эпидемиологической эффективности живых гриппозных вакцин подтверждена активная защитная роль гомологичных и гетерологичных j противогриппозных антител. Отмечено постепенное снижение защитной роли гетерологичных антител по мере прогрессирования изменчивости вируса гриппа типа А.
«Грипп и его профилактика», А.А. Смородинцев