Дифференциальная диагностика


16 декабря 2008

Дифференциальная диагностика

Четкие клинические критерии диагностики патологического аффекта имеют особенно большое значение в связи с необходимостью его отграничения от физиологического аффекта, поскольку различные преступления, особенно против личности, нередко совершаются в состоянии душевного волнения. Наибольшие затруднения вызывает отграничение от патологического аффекта аффективных реакций, свойственных лицам с остаточными явлениями органического поражения центральной нервной системы, психопатическим личностям возбудимого и истерического круга [Остришко В. В., 1983]. При отграничении этих состояний следует помнить, что патологический аффект как психотическое состояние качественно отличается от внешне сходных аффективных реакций. Основным клиническим отличием патологического аффекта служит нарушение сознания с отрывом от действительности, искаженным ее восприятием, ограничением сознания узким кругом представлений, непосредственно связанных с актуальным раздражителем. Психотическая природа патологического аффекта проявляется также в закономерной смене фаз, прослеживающейся несмотря на чрезвычайную остроту этого состояния.

В отличие от этого непсихотические аффективные реакции при физиологическом аффекте развиваются менее остро, их динамика не отражает характерной смены фаз и не завершается глубокой прострацией, присущей заключительной фазе патологического аффекта. В клинической картине этих реакций отсутствует основной психопатологический признак — помрачение сознания, который определяет «границу между физиологическим и патологическим аффектом» [Сербский В. П., 1912].

Речевая продукция при физиологическом аффекте отражает преобладающий эмоциональный фон и соответствует ситуации, вызвавшей аффективную реакцию. Высказывания являются ответом на внешние раздражители; позволяя сохранять контакт с окружающими, они не отражают бредовых представлений или болезненно искаженного восприятия внешней среды.

При неболезненных аффективных реакциях в поведении и психической деятельности вменяемого ведущими остаются социально-психологические детерминанты. Сильное душевное волнение закон считает смягчающим вину обстоятельством, если оно вызвано неправомерными действиями потерпевшего (§ 5 ст. 38 УК РСФСР). Однако анализ и квалификация этих непсихотических состояний не входят в компетенцию судебного психиатра. Д. Р. Лунц (1955) подчеркивал, что эти состояния, будучи неболезненными по своей природе, не подлежат психиатрическому анализу, применяемому лишь к психопатологическим явлениям. Следовательно, эксперт-психиатр может говорить о таких состояниях и констатировать их лишь в плане отграничения от тех или иных психопатологических синдромов (в первую очередь от патологического аффекта), но не должен определять их степень (интенсивность).

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net