Краткие исторические сведения


15 декабря 2008

Краткие исторические сведения

B. П. Сербский (1894) отмечал, что такие кратковременные психотические состояния наряду с эпилептическими эквивалентами и некоторыми другими видами расстройств сознания соответствуют понятию «бессознательное состояние». В русском дореволюционном законодательстве оно было одним из критериев невменяемости.

C. С. Корсаков (1901) описывал отдельные формы, относящиеся к исключительным состояниям в современном их понимании, в рубрике «самостоятельные быстротечные психотические состояния». В эту группу им включены быстротечное умопомешательство, патологический аффект и патологические проявления сна. С. С. Корсаков подчеркивал общие клинические признаки, свойственные этим состояниям: внезапное начало, кратковременное течение — «всегда в виде отдельного взрыва», возникновение подобных состояний у людей, до того не проявлявших признаков психической болезни, и отсутствие повторения в большинстве случаев.

В учебниках общей психиатрии исключительные состояния не выделяются в самостоятельную группу как не имеющие нозологического единства. Патологический аффект, сумеречные расстройства сознания и просоночные состояния рассматриваются в разделах общей психопатологии, посвященных патологии эмоциональной сферы и расстройствам сознания; патологическое опьянение — в главе об алкоголизме; реакция «короткого замыкания» — в главе, посвященной реактивным состояниям. В связи с этим не описаны общие патогенетические признаки этих форм.

Наиболее углубленно исключительные состояния, составляющие одну из специфических особенностей судебно-психиатрической клиники, изучали судебные психиатры.

Исследования способствовали разработке дифференцированных критериев отграничения указанных форм от иных кратковременных расстройств психической деятельности, а также от внешне сходных неболезненных состояний. Изучение отдельных форм позволило выявить общие и наиболее существенные признаки, присущие всей группе исключительных состояний. Творческое обобщение этих исследований и клинического опыта судебно-психиатрической экспертизы в области исключительных состояний нашло отражение в работах Э. Н. Разумовской (1938), И. Н. Введенского (1947), А. Н. Бунеева (1955), Д. Р. Лунца (1965). В этих исследованиях были разработаны частные клинико-психопатологические особенности, свойственные отдельным формам, а также общие закономерности, отражающие клинико-патогенетическую сущность этих состояний. Полученные данные легли в основу современной концепции об исключительных состояниях, способствуя сужению их клинических границ, что нашло отражение в экспертных заключениях. В 1926 г. в Институте судебной психиатрии им. В. П. Сербского диагноз исключительного состояния (включая патологическое опьянение) был установлен у 38% всех обследованных, признанных невменяемыми, а в 1932 г. — лишь у 6% [Разумовская Э. Н., 1935]. В последующем отмечалась тенденция к неуклонному снижению диагностики исключительных состояний. В настоящее время исключительные состояния составляют 1—2% всех диагнозов невменяемых.

По данным Д. Р. Лунца (1961), с 1953 по 1959 г. патологическое просоночное состояние было диагностировано в 8 наблюдениях, патологический аффект — в 2, сумеречные состояния, не являющиеся выражением какого-либо заболевания, — в 4 наблюдениях. За период с 1955 по 1974 гг. диагноз патологического аффекта был поставлен в Институте судебной психиатрии им. В. П. Сербского только в 4 случаях, а в следующее десятилетие — ни разу [Доброгаева М. С, 1985].

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net