Вирулентность вируса гриппа
Хотя структура и этапы размножения вируса гриппа раскрыты весьма детально за последние 25 лет, молекулярные механизмы вирулентности возбудителя гриппа все еще остаются мало изученными. Между тем, именно это свойство лежит в основе взаимодействия организма и паразита, определяя сущность болезни, названной гриппом. От уровня вирулентности вируса гриппа зависят интенсивность его репродукции и продвижения к глубоким терминальным отделам легких, угрожающе быстрое рассеивание возбудителя среди населения, возникновение вторичных бактериальных осложнений и столь широкие колебания тяжести и смертности от гриппа в период разных пандемий.
Наиболее очевидная угроза гриппа, еще недостаточно контролируемая современными профилактическими мероприятиями, связана с периодическим появлением высоковирулентного пандемического штамма, быстро охватывающего все континенты планеты однотипными заболеваниями, достаточно интенсивно распределенными среди всех возрастных групп. Такие штаммы вызывают повышенную смертность не только у детей, а также у лиц пожилого возраста, обремененных хроническими заболеваниями, но и у молодых, физически полноценных людей в возрасте 20 — 40 лет. По данным J. Mulder и J. Hers (1972), смертность от пандемии гриппа в 1918 — 1919 гг. в Голландии была выше в 16 раз, чем в пандемию 1957 — 1958 гг. (440 и 27 на 100000 населения соответственно). Максимальный уровень смертности в пандемию «испанского» гриппа наблюдался у людей 20 — 40 лет Смертность от гриппа была тогда еще более высокой (в 5 — 10 раз) в колониальных странах Азии и Африки, в связи с чем во всем мире умерло в 1918 — 1919 гг. более 20 млн. чел.
Хотя уровень заболеваемости и смертности оказывается обычно максимальным в первую волну новой пандемии, последующие множественные эпидемии, вызванные вирусами подтипов H0N1, H1N1, H2N2, H3N2, причиняли в их совокупности значительно более высокие потери, чем начальная волна пандемии, которая в некоторых странах и городах не всегда была и самой жестокой (например, первая эпидемия, вызванная вирусом гриппа А/Гонконг/69 в СНГ, и исключительно тяжелая эпидемия гриппа, связанная с вирусом А/Виктория/72 в 1972 — 1973 гг.).
С. Mims (1976) полагает, что относительно благополучные исходы гриппозных эпидемий, следовавших за «испанкой» — 1918 г., за последние 60 лет не должны успокаивать, так как возможно возникновение еще более опустошительных пандемий, порожденных непредсказуемой по широте изменчивостью как антигенных, так и биологических свойств этого возбудителя.
Против такого пессимистического прогноза говорят, однако, следующие факты:
-
высоковероятное повторение в ближайшие десятилетия событий прошедших лет (1918 — 1980 гг.), подтвердившееся фактом возвращения в 1977 г, к активной циркуляции одного из пандемических вирусов гриппа А(Н1N1), проявившего за 3 эпидемии 1977, 1979 и 1981 гг. более низкую вирулентность, чем это наблюдалось в период эпидемий пандемического цикла в 1949 — 1956 гг.;
-
более высокая эффективность современных профилактических мероприятий против гриппа А, располагающих такими универсальными и высокоэффективными препаратами, как ремантадин, γ-глобулин, а также вакцинация.
«Грипп и его профилактика», А.А. Смородинцев