Совмещение отражения на лице противоположных экспрессий
Возможно ли совмещение отражения на лице противоположных экспрессий? Как это ни парадоксально, такие феномены встречаются. Например, плач от радости или смех сквозь слезы.
На лице рассеянного человека странным образом сочетаются сокращения мышц внимания и признаки растерянности: неустойчивый, отрешенный взор, меняющаяся гармония лица. Если приводится в действие большое число мышц, в том числе мышцы, антагонистические по своему влиянию на мимику, на лице появляется гримаса, т. е. мимика, неадекватная никакому естественному выражению эмоций. Так классифицируются, в частности, конвульсивные сокращения лицевых мышц при спонтанном или патологическом тике.
О синергизме и антагонизме мышц лица принята говорить с большой осторожностью. Жевательные мышцы являются синергистами, когда они участвуют в акте жевания. Но каждая из них выполняет добавочную функцию, не типичную для других мышц. Так, височная мышца не участвует в выдвижении нижней челюсти, вперед.
При анализе участия жевательных мышц в работе нижней челюсти по принципу рычага выявляется, что мышцы-антагонисты обеспечивают общий положительный результат, создают высокий коэффициент полезного действия. Мышцы лица в акте устной речи выступают как синергисты, хотя при изолированных сокращениях отдельных мышц наблюдаются противоположные эффекты. Например, одна мышца поднимает угол рта, другая опускает его. В сложной кинетике мимических мышц явления антагонизма и синергизма практически не дифференцируются. Законы механики в этом случае как бы отступают на второй план. Причина этого заключается в том, что мимические мышцы, сокращаясь, воздействуют не на костные рычаги, а на кожу. К тому же язык мимики возник на основе инстинктивного выражения эмоций и сигналов, в формировании которых участвуют одни и те же мышцы.
Вопрос о способах передачи информации от одной мимической мышцы к другой возникает в связи с постоянной сменой мышечных движений. Как всякие скелетные поперечнополосатые мышцы, мышцы лица сокращаются при поступлении к ним сигнала по эфферентным нервным путям. Лицевой нерв проводит двигательные импульсы к мимическим мышцам. Его перерезка (или паралич) исключает движения мышц лица. В обычных условиях моделирование мимики совершается автоматически, произвольно. Имеет ли место в этом случае миогенный способ передачи сигналов, в настоящее время ничего неизвестно.
«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек