Функции мимических мышц
Функции мимических мышц, рассмотренные при анатомическом описании лица, определяются главным образом в зависимости от направления мышечных пучков. Поскольку все мыщцы лица, как правило, начинаются от костей, а прикрепляются к коже, важно было определить, с чем связано натяжение кожи в месте фиксации к ней пучков той или иной мышцы. Оказалось, что концы мышц прикрепляются к коже, располагающейся по окружности одного из естественных отверстий на лице, а именно вокруг орбит, носа, рта и ушей. Таким образом, мимические мышцы либо расширяют вход в эти естественные отверстия, либо суживают его, либо, наконец, как-то изменяют его форму. Топографоанатомический принцип расшифровки функций мышц лица на большее и не был рассчитан.
Исследователи мимики, опираясь на данные анатомии, пытались определить для каждой мышцы функциональные характеристики, которые приведены в таблице (в сокращенном виде).
Не следует удивляться тому, что научная оценка приведенных характеристик различными исследователями оказалась негативной. Ни одна мышца не закреплена только за какой-либо единственной мимической функцией. Если у соматических мышц такое закрепление есть, то это объясняется подчиненностью их пространственной локализации между двумя точками: местами начала и прикрепления.
Из них одна punctum fixum, другая — punctum mobile. Так, двуглавая мышца плеча по своему местоположению должна быть сгибателем предплечья. У мимических мышц такой строгой детерминации нет.
Другие сторонники научного анализа мимики делят лицо на верхнюю и нижнюю половины для того, чтобы показать закодированность всех видов экспрессии в том или другом отделе лица. Прочитать мимику печали по рисунку лба, бровей и глаз безусловно можно. Точно так же на нижней половине лица признаки печали, записанные в расположении рта, губ, щек, подбородка, сомнений не вызывают. Такой анализ обычно представляет интерес для криминалистов. Во врачебной практике случаи диссоциации лица встречаются редко. Напомним, о герое романа В. Гюго «Человек, который смеется». Расхождение признаков и несогласованность мышечных движений в верхней и нижней половинах лица часто разоблачает несовершенство искусственной мимики, например, у неопытных актеров.
«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек