Судебно-психиатрическое значение


15 ноября 2008

Судебно-психиатрическое значение

Проблема соотношения преступления и личности преступника существует с глубокой древности. Оставаясь криминологической, она затрагивает и судебную психиатрию, в первую очередь случаи психопатии. С момента выделения понятия психопатии не утихает дискуссия о связи особенностей психопатических характеров с криминальными действиями. Эти споры отражают две основные точки зрения на сущность психопатий и преступности: биологизаторскую концепцию, восходящую к Ломброзо и Фрейду, и социологическую, связанную с именами G. Merton, J. Bowlby. При биологизаторском подходе психопатия рассматривается как биологическое, конституциональное явление, результат неблагоприятной наследственности, анти- и постнатальных повреждений мозга. Преступление тесно связывается с глубоко личностными причинами, характером, темпераментом, инстинктами, стремлением к разрушению, фрустрацией. Криминальное поведение выводится из биологически обусловленных особенностей индивида, его неполноценности.

Вторая точка зрения расценивает психопатию как следствие неблагоприятных влияний окружающей среды. Преступное поведение тоже обусловлено отрицательными внешними условиями. Следовательно, согласно социологической концепции, внешние воздействия в равной степени формируют психопатию и криминальное поведение. Оно достаточно характерно для личностных нарушений и является по существу симптомом психопатии. В связи с этим целесообразно говорить не о психопатии, а о социопатии как социально обусловленном и антисоциальном явлении.

Очевидно, что внешне диаметрально противоположные точки зрения в конечном счете совпадают и сводятся к мысли о неизбежности антиобщественного и преступного поведения психопатических личностей.

Если принимать целиком мнение об особом сродстве преступности и психопатии, то остается непонятным, почему большая часть психопатических личностей никогда не сталкиваются с законом, а сущность и мотивация противоправных поступков в абсолютном большинстве не отличаются от таковых у психически здоровых. В этой связи Т. С. N. Gibbens (1955) подчеркнул, что представления о значении психической ненормальности в криминальном поведении — пережиток, а Е. А.Попов (1959) писал о том, что преступное поведение психопатических личностей является следствием не их психических аномалий, а социально-психологических установок. Социальная установка может быть положительной или отрицательной при одинаковых особенностях характера и сама по себе не является основанием для оценки личности как психопатической или непсихопатической.

В современной криминологии при общих установках о преимущественно социальной обусловленности преступного поведения существуют два направления. Одни авторы считают, что биологические особенности личности играют роль в криминальном поведении, но они недооцениваются при объяснении причин и характера преступлений [Ной И. С, 1975; Noyes А. Р., Kolb D. С, 1963]. Другие полагают, что в криминальных поступках отражаются главным образом сформированные в течение жизни антиобщественные установки личности независимо от биологических основ индивида [Сахаров А. Б., 1961; Карпец И. А.. 1969; Дубинин Н. П. и др., 1981; Кудрявцев В. Н . 1982].

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net