Дифференциальная диагностика
Психопатии приходится отграничивать от ряда психических расстройств, прежде всего от психопатоподобных синдромов органического генеза шизофрении, неврозов.
Последствия органических поражений мозга с психопатоподобными проявлениями можно отличить по данным анамнеза о перенесенном соответствующем заболевании или черепно-мозговой травме, по явной неврологической симптоматике. Имеют значение признаки психоорганического синдрома.
Основными дифференциально-диагностическими признаками, позволяющими отграничить психопатии от неврозов, служат описанные О. В. Кербиковым (1971) субъективное чувство болезни, чуждость патологических проявлений личности, вегетативные компоненты невротических расстройств.
Наибольшие трудности возникают при дифференциальной диагностике психопатий и шизофрении. В этих случаях до 1/3 диагнозов ошибочные, причем бывает гипердиагностика как психопатии, так и шизофрении.
При подходе к их разграничению следует учитывать основное психическое расстройство. Можно утверждать, что психопатии — это аномалии характера и прежде всего эмоционально-волевой сферы, а для шизофрении главное — это нарушение познавательной деятельности с расстройствами хода мышления. Остальные симптомы подчинены им и следуют за ними. Негативная шизофреническая симптоматика, в первую очередь снижение побуждений к деятельности, извращение эмоциональных реакций, зависит от первичных мыслительных нарушений. При психопатиях наблюдаются обратные взаимоотношения: на первом месте стоят эмоциональные расстройства с соответствующим поведением, с неадекватностью аффективных ответов. Особенности мышления в виде парциальной некритичности, затруднений в прогнозировании своих поступков, кататимности умозаключений связаны с ними и подчинены им.
Психопатии в целом свойственна сохранность единства характерологических проявлений с детства и на протяжении жизни с их усилением, иногда трансформацией в пубертатном возрасте. Для шизофрении характерен «процессуальный сдвиг», когда у различных по преморбидным особенностям подростков возникают клинически близкие психопатоподобные состояния с внезапным изменением поведения, интересов, влечений, ненавистью к близким, жестокостью, злобностью и агрессивностью. Обычно эти состояния развиваются аутохтонно. Изменения интенсивности психопатических расстройств у личностей психопатического склада психогенно или ситуационно обусловлены. При шизофрении в подростковом возрасте происходят необъяснимое снижение школьной успеваемости, своеобразные изменения самосознания с жалобами на неопределенные неприятные ощущения в области сердца, желудка, нарушения зрения. Расстройства познавательной деятельности и диффузная ипохондричность не отмечаются при психопатиях. При психопатии ухудшение школьной успеваемости обычно обусловлено ухудшением дисциплины, неправильным поведением в школе.
На дальнейших этапах отличием от психопатии служат все более отчетливые негативные симптомы и позитивные проявления. Сложно бывает различить доминирующие и паранойяльные идеи в рамках психопатии и бредовые идеи при шизофрении. Здесь опорными признаками становятся реальный психотравмирующий «толчок», предшествующий формированию патологических идей при психопатии; сохранность стержневой линии, «попранных прав» при сутяжничестве или «супружеской неверности» при идеях ревности; отсутствие нелепости и отрыва от реальной ситуации, адекватная эмоциональная окраска (обида, уязвленное самолюбие на фоне субдепрессии при идеях ревности, гипоманиакальный фон при сутяжничестве), ригидность мышления и «кривая логика». Приведенные признаки свойственны патологическим развитиям у психопатических личностей.
Очевидно, что описываемые дифференциально-диагностические принципы отражают лишь общее направление в разграничении психопатий и шизофрении.