Оздоровительные аспекты
Как правило, когда рассказывается об оздоровительных аспектах того или иного вида гимнастики, в частности тай-цзи, молодые и практически здоровые люди воспринимают прочитанную информацию скептически, думая, что им нет нужды заботиться о здоровье, которого у них, как говорится, хоть отбавляй.
Однако не зря говорят: «Если б молодость знала, если б старость могла». В наше время очень много людей, которые в 40—50 лет, имея богатый жизненный опыт, большой багаж знаний и желание работать, остались без сил для претворения своих способностей в жизнь.
«Медленное рождает быстрое», — утверждали даосы. Однако быстрая реакция грубого, жестокого человека может быть опасна для окружающих. Поэтому выдающиеся мастера тай-цзи огромное значение придают морально-эстетическому воспитанию своих учеников.
С другой стороны, так ли здоровы те, кто считают себя здоровыми? Если они устают к вечеру, страдают бессонницей, часто впадают в депрессию или поддаются, казалось бы, беспричинной тоске и теряют интерес к жизни, то речь уже идет о нездоровье, связанном как с воздействием неблагоприятных экологических факторов или несбалансированным питанием, так и с неустойчивостью психики.
Практически все руководства по тай-цзи обещают тому, кто освоит хотя бы один комплекс упражнений, «гибкость ребенка, здоровье лесоруба, покой ума мудреца». Но для этого, как написано в тех же руководствах, необходимо неустанно работать над собой, забыть о табаке и алкоголе, а также о злобе, зависти, скупости и эгоизме.
Кроме того, каждому человеку, намеревающемуся постичь тайны тай-цзи и укрепить здоровье, нужно в корне пересмотреть свое отношение к окружающим людям. К любому человеку надо подходить с любовью, поскольку, во-первых, все мы не безгрешны и идеальных людей не бывает; во-вторых, если даже мы думаем, что кто-то не прав, он в свою очередь имеет право думать, что не правы мы; и в-третьих, надо помнить, что духовно слабо развитые люди — тоже люди, а их сознание просто не способно адекватно оценивать собственные деяния…
В Китае нравственный аспект учения тай-цзи называют гун-дэ — «работа над нравственностью». И если дао для человека — это его программа жизни, то дэ — это его нравственность, совесть, духовность. Древние китайские мудрецы объясняли дэ как любовь ко всему живому.
«100 секретов восточной медицины», Ляхова К.А.
Ссылка по теме:
Боевые искусства