Совокупность анатомических деталей
На ранних этапах учения о лице утвердилось мнение, согласно которому его нельзя рассматривать лишь как совокупность анатомических деталей, лишенных всякого психологического значения. Именно поэтому в шкалу признаков, необходимых для типизации лица, была включена мимика.
Большую роль в проблеме детерминации лица по его мимике сыграло учение о темпераментах людей, получившее развитие со времен Гиппократа, а также учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Действительно, на лицах энергичных индивидуумов сильного и слабого типа, уравновешенных и неуравновешенных, энергичных и инертных по-разному отражаются физические и психические реакции. Они часто бывают скрытыми и лишь люди с развитой зрительной памятью способны их обнаружить. При этом могут выявляться такие признаки, о которых не подозревает сам обследуемый. Мышцы лица рефлекторно воспроизводят такие движения, которые в сумме свойственны представителям разных психосоматических типов и характерны для них.
Идея типизации людей продолжает интересовать исследователей. По ряду причин социологического характера было бы удобно распределить людей на определенные категории. В спортивной практике такой подход результативен, критериями служат телосложение и мышечная система.
Вероятно, и физиогномика преследовала цель: подобрать критерии для классификации людей по типам лица.
При изучении законов мимики конституциональные отличия лица следует обязательно учитывать. Уже беглое знакомство с лицами разных типов дает исходные ориентиры. Представители холерического темперамента, отличающиеся избыточной жестикуляцией, в обычном разговоре приводят в движение кожу лба, брови, щеки и губы. Таким способом они выражают свои чувства. Флегматики же, умеющие автоматически сдерживать свои эмоции и движения лица, мало тренируют свои лицевые мышцы. Но в жизни четкого разделения людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов практически не наблюдается. Обычно это динамические стереотипы, являющиеся одним из доминирующих типов высшей нервной деятельности. В природе нет тождества, есть приближение к нему, и степень его может быть велика. Тем не менее стремление подчинить классификации все разнообразие индивидуальных вариантов отнюдь не является абсурдным.
«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек