Симулятивное поведение (частный случай)


18 декабря 2008

Симулятивное поведение (частный случай)

Обследуемая Б., 24 лет, обвиняется в краже. С детства значительно отставала в умственном развитии от сверстников, окончила лишь 2 класса. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом: олигофрения в степени умеренной дебильности. Последние 5—6 лет ведет антиобщественный образ жизни, употребляет спиртные напитки, совершает мелкие кражи.

В 19 лет была осуждена за кражу условно. При проведенной тогда амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе была признана вменяемой с диагнозом: олигофрения в степени умеренно выраженной дебильности с элементами установочного симулятивного поведения. При обследовании правильно ориентируется в сложившейся ситуации Опрятна, собрана, общается с сохранными больными, соблюдает режим. Во время бесед с врачами заметно волнуется. Нарочито не отвечает или же отвечает неправильно на самые простые вопросы (не называет дней недели, число пальцев на руке и т. п.). При этом объясняет, что больна, ее «все называют дурочкой», поэтому ее «надо лечить». Иногда, замечая недоверие и своим высказываниям, с раздражением заявляет, что «все равно больше двух лет не дадут».

Заключение: олигофрения в степени умеренно выраженной дебильности. Симулятивное поведение. Вменяема.

Симуляция у Б. сводится по существу к утрированию тех психических нарушений, которые ей свойственны с детства. При этом сама манера симуляции, нечувствительность к различным противоречиям и несоответствиям еще больше подчеркивают духовную бедность и умственную ограниченность. Приведенный пример является типичным и в другом отношении: довольно часто подобная симуляция у лиц с олигофренией проявляется неоднократно, при каждом новом аресте, причем этому не мешают предшествовавшие неудачи.

Следует подчеркнуть, что резко выраженное слабоумие полностью исключает симуляцию. Слабоумный вследствие поражения всех сторон психической деятельности не способен ни составить план целенаправленного действия, ни осуществить его. Сюрсимуляция встречается значительно реже и отражает болезненную мотивацию поведения психически больных.

В противоположность аггравации общим условием сюрсимуляции являются довольно значительный психический дефект и измененность личности притворщика. Как правило, у этих больных отсутствует сознание своей болезни. Симулируемые симптомы чужды, не характерны для клинической структуры и динамики основного заболевания, что в определенной степени способствует их распознаванию. Чаще сюрсимуляция наблюдается у страдающих шизофренией, в отдельных случаях она наблюдается и при других формах психозов.

Сюрсимуляция у больных шизофренией носит патологический характер, отражая свойственное шизофреническому процессу нарушение психической целостности личности. Притворство теряет целостность, в результате чего поведение больных может становиться карикатурным. С одной стороны, оно содержит как будто целевую защитную тенденцию, намерение изобразить психическую болезнь с целью избежать; наказания, с другой — отражает особенности шизофренических расстройств без целевой направленности поведения и противоречивыми амбивалентными тенденциями, в результате чего длительное и целенаправленное поведение становится невозможным для больного. В этих случаях больные шизофренией очень легко «выходят из роли» [Bleuler E.. 1920], раскрывают нарочитость своего поведения, отказываются от притворства, заявляют о том, что они «симулировали», а затем вновь возвращаются к притворству.

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net