Cвоеобразная форма предъявления психических нарушений


19 декабря 2008

Cвоеобразная форма предъявления психических нарушений

О симуляции может говорить своеобразная форма предъявления психических нарушений: демонстративность, нарочитость жалоб и изображения психопатологических симптомов с фиксацией на них внимания врача, чрезмерная старательность, заученность высказываний, однообразие поведения, что обычно сочетается с заметной напряженностью во время беседы, злобой и раздражением.

А. Н. Бунеев (1951), касаясь трудностей распознавания симуляции в подобных случаях, указывал на необходимость внимательно прислушиваться к тому, как преподносится болезненная симптоматика: содержание жалоб на галлюцинации, по его мнению, особенно в судебно-психиатрической клинике, имеет весьма относительное значение, а сама манера высказывания часто раскрывает больше, чем содержание жалоб.

Симулятивные бредовые идеи внешне, по предъявлению, скорее напоминают бредоподобные фантазии, чем истинный бред. Симулирующий оформляет свой «бред» очень быстро, иногда прямо во время беседы с врачом. Свои высказывания он преподносит неуверенно, не может раскрыть их содержания, не обнаруживает какой-либо охваченности или фиксированности на предъявляемых переживаниях. Последние не находят отражения в его поведении, он не способен дать объяснений по поводу излагаемого, порой даже самый простой вопрос ставит его в тупик.

Нередко симулятивное поведение не ограничивается изображением какой-либо одной из перечисленных выше форм, а отмечаются смешанные картины. В таких случаях симуляция начинается с демонстрации одного «болезненного синдрома», к которому в дальнейшем постепенно присоединяются другие явления. В отдельных случаях обследуемому приходится одну форму симулятивного поведения заменять другой, т. е. у врача на глазах как бы отрабатывается притворное поведение.

Таким образом, для распознавания симуляции важное значение имеют нетипичность, полиморфность симптоматики или, напротив, изолированность отдельных симптомов, отсутствие «внутренней связи, гармонии между явлениями», отсутствие логики болезни [Цейтлин С. Л., 1911]. Особое значение при этом имеет «внутренняя противоречивость» симптоматики, не укладывающейся в клиническую картину известных форм психических заболеваний, сосуществование несовместимых симптомов (например, неумение ответить на самые простые вопросы сочетается с полной ориентированностью в уголовном деле, идеи величия развертываются на фоне угрюмой подавленности).

При всех формах симулятивного поведения мнимая картина болезни остается статичной, застывшей. Как правило, не отмечается каких-либо колебаний в изображаемой картине, ее трансформации в другие психопатологические синдромы. Отказ от симулятивного поведения обычно происходит сразу, без характерных для истинных психических расстройств закономерностей в исчезновении болезненной симптоматики. Не зная типичных сочетаний психопатологических симптомов при различных клинических формах психических заболеваний, симулирующие нередко изображают в одной картине болезни несовместимые симптомы.

Важным дифференциально-диагностическим признаком при распознавании симуляции является несоответствие психического состояния обследуемого его анамнезу, не отражающему каких-либо психопатологических проявлений, а также отсутствие закономерностей динамики развития и течения предъявляемых психических нарушений.

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net