Основы йоги
В основе йоги лежат Веды — древнейший индийский философский трактат. Он включает 4 книги: Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу. Каждая из рукописей содержит философскую систему взглядов на предназначение и сущность человеческой жизни. Комментарии, написанные к Ведам, получили название Упанишады. Они оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Индии и на создание системы йоги.
Система хатха-йоги зародилась еще в глубокой древности, в период становления индийской культуры и философии. Согласно старинной восточной легенде, создателем этого популярного и в наши дни учения является мудрец Патанджали. Таким образом, возникновение хатха-йоги датируется примерно II веком до н. э.
Главной, основополагающей темой в философии йогов стало учение о материи и сознании — двух независимых субстанциях, способных существовать отдельно друг от друга. По утверждениям первых теоретиков йоги, когда-то в далекие времена сознание (пуруша) допустило страшную, непоправимую ошибку, из-за которой произошло слияние сознания с материей (пракрити). В результате материя стала господствовать над сознанием, подчинив его своей безраздельной власти. С момента смешения этих двух субстанций — материи и сознания — последнее попало в зависимость от первого, и никто и ничто теперь не может разорвать возникшей прочной взаимосвязи.
Согласно учению йоги, человек также является существом, представляющим собой некую смесь сознания и материи. С сознанием отождествляется человеческая душа, а с материей — физическое тело. Йоги не считают тело сущностью человека, оно, по их мнению, составляет лишь внешнюю, временную оболочку истинного бытия, каковым и является сознание.
«100 секретов восточной медицины», Ляхова К.А.
Ссылка по теме:
Йога