Развитие мимической психомоторики у детей
Детская эмоциональная мимика отличается от мимики взрослых.
Понимание такой мимики — путь к управлению поведением ребенка.
Первые психомоторные реакции у детей раннего возраста — крик, плач, сосательный рефлекс — являются врожденными.
Еще не умея говорить, ребенок различает эмоции и сам их воспроизводит. Он выражает недовольство (неудовлетворенность), радуется, смеется, плачет. Его мимика складывается в соответствии с эмоциями, причем, если умению улыбаться его обучают, то плач представляет собой врожденную реакцию и этапы назревания плача у всех детей примерно одинаковы.
Как отметил В. М. Бехтерев (1910), у ребенка мимика сильная, но бедная оттенками. Очевидно, это связано с тем, что нервно-психическая деятельность в этом возрасте еще полностью не проявилась, не достигла уровня интенсивности.
Экспрессия лица устанавливается у ребенка медленно и постепенно, параллельно с развитием чувствительных механизмов и усложнением ассоциативных центров. По мере развития ребенка выразительность его лица становится более разнообразной и более определенной.
Заметный прогресс отмечается уже в течение первого — третьего года жизни ребенка. Экспрессия формируется под влиянием эмоциональных реакций, которые в детстве остаются немаскированными. Их можно читать на лице младенца в истинном значении со всеми богатыми вариантами.
В ходе жизни ребенок обучается контролировать спонтанные мимические реакции. Воспитывается экспрессия подавления и скрытия эмоций. Благодаря этому, чтение мимики у взрослых людей оказывается более трудным. Общение с родителями, со взрослыми людьми и сверстниками гарантирует усвоение мимики, адекватной обстановке. К 5 годам жизни сформировываются не только автоматические реакции, но и сознательные, преднамеренные. Ребенок в возрасте 4—5 лет уже может выполнять симметрические активные экспрессии, совершать синхронизированные движения мышц лица. Он способен поднимать брови, закрывать глаза, сжимать губы, вытягивать их, надувать щеки, показывать язык и зубы. В возрасте б лет к этим психомоторным актам прибавляются умение свистеть, в 7 лет ребенок автоматически может морщить брови, воспроизводить изолированные смыкания век правого или левого глаза.
Шкала мимических движений продолжает расти: в возрасте 8 лет ребенок легко управляет своими губами, может выворачивать и оттягивать книзу нижнюю губу, растягивать углы рта и поднимать их кверху, как в улыбке. Постепенно искусство делать гримасы, дразнить подруг и товарищей развивается настолько, что становится практически безграничным. Ребенок демонстрирует все более сложную мимическую игру лица. Естественно, что интерес вызывает непроизвольная мимика, выразительность которой у 15-летнего подростка достигает высокой степени совершенства.
«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек