Ранняя диагностика суставного ревматизма является ключевым фактором для достижения положительных результатов лечения
Положительные результаты при лечении суставного ревматизма (СР) тесно связаны с ранней диагностикой и применением болезнь-модифицирующих противоревматических препаратов (БМПРП). В работе группы исследователей из Нидерландов говорится о том, что пациенты, своевременно попавшие на прием к ревматологу, то есть, как только у них появились симптомы СР, по всей вероятности меньше пострадают от разрушения суставов и будут иметь больше шансов на ремиссию болезни без применения БМПРП. Детали этого нового исследования опубликованы в декабрьском выпуске издания Arthritis & Rheumatism (Артрит и Ревматизм), журнале Американского Университета Ревматологии.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подсчитала, что от СР страдают до 1 % населения по всему миру. Данное заболевание характеризуется повышенной распространенностью, летальностью, и большими денежными расходами на лечение. Это хроническое системное заболевание характеризуется воспалением выстилки суставов, которое часто приводит к повреждению суставов. Современные принципы лечения говорят о том, что раннее применение оптимальной стратегии лечения СР — в течение 12 недель с момента появления симптомов — может предотвратить повреждение суставов, улучшить их функционирование в течение длительного времени, и увеличить вероятность достижения ремиссии болезни.
Доктор Майкл ван дер Линден (Michael van der Linden) и его коллеги из медицинского центра Лейденского университета исследовали 1674 пациентов с ранней стадией артрита из Лейденской клиники по лечению артрита на ранних стадиях. 598 (36 %) из всех участников имели СР, диагностированный между 1993 и 2006 годами. Исследователи изучили связь между промедлением при обращении к врачам для определения диагноза, достижением ремиссии без БМПРП, и уровнем повреждения суставов в течение шести последующих лет. Общий коэффициент промедлений был вычислен как сумма «промедления со стороны пациента» (время с момента появления симптомов до момента, пока пациент пройдет обследование у терапевта), и «промедления со стороны терапевта» (промежуток времени между походом к терапевту и направлением, а также последующим назначением на прием к ревматологу).
Результаты показали, что в среднем промедление со стороны пациента, терапевта, и общим промедлением при обследовании пациентов с ранней стадией артрита составило 2.4, 8,0, и 13,7 недель, соответственно. «Раннее вмешательство сильно сказывается на улучшении результатов лечения у больных с СР», — говорит доктор ван дер Линден. «Наше исследование впервые доказало, что пациенты с СР, у которых задержка между появлением первых симптомов и посещением ревматолога составляет более 12 недель, имеют более высокий уровень разрушения суставов и меньше шансов на достижение длительной ремиссии без применения БМПРП». У 69 % пациентов с СР посещение ревматолога состоялось спустя 12 или более недель после появления симптомов, что, по мнению исследователей, стало причиной повышения уровня разрушения суставов в 1,3 раза по сравнению с пациентами, обратившимися за помощью до достижения периода в 12 недель. Промедление в лечении также было связано с большим риском (относительный риск 1,87) недостижения ремиссии болезни без применения БМПРП.
В одной из передовых статей, опубликованных в этом месяце, доктор Поль Эмери (Paul Emery), профессор кафедры ревматологии Британской общественной организации по исследованию артрита (Arthritis Research UK) и руководитель отделения скелетно-мышечных нарушений в больнице Chapel Allerton в Соединенном Королевстве, и доктор Вивиан Бикерк (Vivian Bykerk), сотрудник больницы Brigham and Women в Бостоне, штат Массачусетс, отмечают, что предыдущие исследования показали, насколько часты промедления до момента получения лечения, но исследование ван дер Линдена и других первым документировало негативное влияние промедления при лечении СР. «Эти данные дают новые доказательства того, что самая большая роль, которую ревматологи могут сыграть для пациентов с СР, это раннее вмешательство в течение болезни», — прокомментировал доктор Эмери. Далее, он отметил стратегии, которые могут помочь при сокращении уровня промедлений в лечении — это направление на предварительное обследование, введение специальной формы, с помощью которой терапевт сможет разделять направления к ревматологу на срочные и обычные, или создание промежуточных клиник по установлению очередности оказания помощи.
В заключение, доктор ван дер Линден отметил, — «Наши результаты подчеркивают важность сокращения таких промедлений при обследовании ревматологом, а дальнейшие исследования смогут проверить тот факт, приводит ли ускоренное лечение СР к лучшим результатам». Американский Университет Ревматологии и Европейская Лига против Ревматизма образовали целевую группу, к которой можно обращаться с вопросами об улучшении результатов лечения пациентов с СР путем раннего вмешательства.