Ошибочно считать симметрию лица непременным условием его красоты


19 января 2009

Ошибочно считать симметрию лица непременным условием его красоты

Ошибочно считать симметрию лица непременным условием его красоты. Смешение наследственных черт не может не отразиться на лице ребенка. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая, кстати сказать, лицам всех людей и вовсе не умаляющая достоинств портрета. Даже на скульптурных изображениях Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского их лица не имеют полной билатеральной симметрии. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с бесспорной строгой симметрией правой и левой половины. Вероятно, поэтому Клавдий Гален (130—201 гг. н. э.) писал, что «настоящая красота выражается в совершенстве назначения и что первая цель всех частей — целесообразность структуры». Несомненно прав был П. Ф. Лесгафт (1905), когда писал, что «при гармоническом развитии всех мышц и мышечных групп лицо потеряло бы свое определенное выражение. Индивидуальность черт лица приобретается вследствие частого употребления соответствующих мышц».

Итак, следует признать как факт асимметрию лица, т. е. неравнозначность правой и левой его половин: одна из них, как правило, шире, другая уже, одна выше, другая ниже. Причиной асимметрии служит в большинстве случаев неравноценность конструктивных элементов костного черепа. На лице человека усиление асимметрии обусловливается специфичностью мимики (физиологическая асимметрия).

Доказательство асимметрии лица, фотография подлинного лица (анфас)Доказательство асимметрии лица, б — изображение лица, восстановленное по левой половине фотографииДоказательство асимметрии лица, в — изображение лица, восстановленное по правой половине фотографии

В. В. Михлеев и Л. Р. Рубин (1958), П. П. Цветков и В. П. Петров (1966) в своих работах рассматривают следующие закономерности асимметрии лица. Если одна половина лица более высокая, то она же и более узкая. В этом случае бровь расположена выше, чем на противоположной, более широкой половине лица, глазная щель крупнее. Глаз в целом кажется обращенным кверху. Носогубная складка на этой стороне лица более выражена, более прямолинейна. Согласно мнению специалистов, которых цитировал В. П. Воробьев (1932), левая половина лица обычно выше правой. Многие авторы и сейчас считают, что правая половина лица крупнее левой, резче выступает, выражает мужественность. Левая же половина в целом мягче, отражает черты женственности. П. П. Цветков и В. П. Петров (1966) полагают, что целесообразнее выделять правый и левый типы биологической асимметрии лица. Они обращают внимание на то, что закрепившаяся на лице несимметричная улыбка искривлена в сторону широкой половины лица. При неравномерном смещении бровей активнее и выше поднимается бровь на узкой стороне лица.

Асимметрия лица давно наблюдается как отражение общей асимметрии тела. Были сделаны попытки реставрации лица на портрете по точной половине фотографии и ее зеркальному отражению. Правая и левая половины давали различные изображения. Они не совпадали и с исходным вариантом. Мимическая асимметрия, хотя и наслаивается на диспропорции правой и левой половин лицевого черепа, имеет также и свои собственные детерминанты. Установлено, что иннервация правой мимической мускулатуры богаче, движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмуривания правого глаза оказываются более привычными. Вполне понятно также, что выраженная асимметрия лица при патологии не только подчеркивает естественную асимметрию, но и является результатом многих других причин, требующих специального изучения (патологическая асимметрия).

«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net