Главная / Новости / Исследователи объяснили, почему некоторые виды меланомы не поддаются медикаментозному лечению

Исследователи объяснили, почему некоторые виды меланомы не поддаются медикаментозному лечению


29 ноября 2010

Исследователи объяснили, почему некоторые виды меланомы не поддаются медикаментозному лечению

В течение прошлого года ученым не удалось сдержать ранее данное обещание относительно разработки нового лекарственного средства для лечения меланомы, самой опасной формы рака кожи. Первые клинические испытания предложенного лекарственного средства, мишенью для которого является основной ген, провоцирующий рак, показали впечатляющие результаты у больных раком, на которых не оказывает воздействия ни один из современных методов лечения. К сожалению, этот эффект оказался кратковременным, поскольку спустя несколько месяцев опухоль неизменно появлялась снова, приобретая способность противостоять тому лекарственному средству, перед которым она была бессильна вначале. Более того, причины неудачи относительно этих рецидивов остались неясны.

В настоящее время исследовательская группа во главе с учеными из Онкологического института Дана-Фарбера (Dana-Farber Cancer Institute) и Института Брода при Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте (Broad Institute of Harvard and MIT) обнаружила один из ключевых факторов такой устойчивости к лекарствам. В работе, опубликованной 25 ноября в журнале Nature (Природа), исследователи уделили особое внимание новому гену рака под названием COT (также известного как MAP3K8), и рассказали о сигналах, которые он использует при провоцировании меланомы. Исследование рассматривает этот ген в качестве новой потенциальной мишени для лекарственного средства, а также закладывает фундамент для обобщенного подхода при определении молекулярной основы устойчивости к лекарствам при различных видах рака.

«Когда мы имеем дело с меланомой, а также другими видами рака, перед нами встает острая необходимость понять механизм устойчивости рака, что позволит нам стать более находчивыми при разработке препаратов, способных обеспечить более продолжительную клиническую эффективность», — рассказывает основной автор Леви Гаррэвэй (Levi Garraway), врач-онколог и доцент в медицинской школе института Дана-Фарбера и Гарвардского университета, а также старший научный сотрудник в институте Брода. «Наша работа предлагает объективный подход к этой проблеме не только при лечении меланомы, но и любого другого вида опухоли».

Более половины всех меланом вносят изменения (которые называются «мутации») в самый важный ген под названием B-RAF. Эти изменения не только меняют генетический состав клеток, но также делают их зависимыми от определенных сигналов роста. Недавние исследования препаратов, известных как ингибиторы RAF, выборочно использующих эту зависимость, показали, что опухоль действительно восприимчива к данным ингибиторам — по крайней мере, первоначально. Однако большинство опухолей быстро развивают способность противостоять воздействию лекарственных средств.

С целью изучения основы такой устойчивости к лекарствам, Гаррэвэй и его коллеги применили систематический подход, рассматривающий сотни различных белков, названных киназами. Они выбрали этот класс белков благодаря его важной роли в процессе роста как нормальных, так и злокачественных клеток. Команда Гаррэвэя провела скрининг большинства известных киназ у людей — всего около 600 — для выявления тех, которые помогают клеткам, чувствительным к лекарственным средствам, обрести устойчивость к ним.

Такой подход стал возможным благодаря способу, созданному учеными из института Брода и Центра системной биологии при институте Дана-Фарбера, включая Джесси Боема (Jesse Boehm), Уильяма Хэна (William Hahn), Дэвида Хилла (David Hill) и Марка Видэла (Marc Vidal). Данный способ позволяет сотням белков по отдельности синтезироваться (или быть «выраженными») в клетках и изучаться параллельно.

В результате такой работы исследователи определили несколько интересных белков, один из которых выделялся особенно: белок под названием COT (также известный как MAP3K8). Как ни странно, деятельность этого белка никогда ранее не связывалась с раком у людей. Несмотря на новизну этого результата, он не был полностью неожиданным, поскольку известно, что COT запускает те же типы сигналов в клетках, как и B-RAF. Эти сигналы сообща действуют в каскаде, известном как МАР-киназный путь.

Не смотря на примечательность первоначальных выводов, Гаррэвэй и его коллеги продолжили поиск дополнительных доказательств роли COT при устойчивости меланомы к лекарствам. Они проанализировали человеческие раковые клетки в поисках тех, которые указывают на мутацию B-RAF, а также повышенный уровень COT. Ученые смогли успешно определить такие «двойные положительные» клетки и далее продемонстрировали, что эти клетки действительно устойчивы к воздействию ингибитора RAF.

«Эти результаты поразительны, но если мы хотим показать насколько важным на самом деле является какое-либо открытие, золотой стандарт требует изучения образцов, взятых у больных меланомой», — говорит Гаррэвэй. Собрать такие образцы может оказаться нелегко. Их необходимо брать у пациентов как перед, так и после медикаментозного лечения. Более того, эти образны, взятые до и после лечения, необходимо хранить отдельно не только для одного пациента, но и для одной и той же опухоли.

Гаррэвэю и его коллегам удалось заполучить три таких образца для анализа, благодаря своим сотрудникам во главе с Китом Флэерти (Keith Flaherty) и Дженнифер Варго (Jennifer Wargo) из Массачусетской больницы общего профиля. В двух из трех случаев, уровень гена COT повысился после лечения ингибитором RAF или развития устойчивости к лекарствам. В других случаях высокий уровень белка COT был очевиден в образце ткани, взятой у пациентов, у которых опухоль снова появилась после медикаментозного лечения. «Не смотря на то, что нам предстоит изучить больше образцов и получить дополнительные результаты, мы уже сейчас имеем очень интересные клинические данные о роли COT, которую он играет по крайней мере в некоторых вновь появляющихся меланомах», — добавил Гаррэвэй.

Одним из важных моментов этой работы является необходимость определить препараты, которые можно использовать для преодоления устойчивости к ингибитору RAF. В данной работе, опубликованной в Nature, предполагается, что комбинация методов лечения для регуляции МАР-киназного пути — пути, в котором, как известно, осуществляют свою деятельность B-RAF и COT — может произвести положительный эффект. «Мы не сомневаемся, что другие механизмы устойчивости также важны для мутирующего гена B-RAF при меланоме, но применяя систематический подход, мы наверняка сможем их найти».


Источник:
medicaldaily.com
Перевод:
Vitaminov.net

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net