Еще один вариант клеточной терапии болезни Паркинсона
Американские ученые из Medical College of Georgia показали, что трансплантированные нейральные стволовые клетки останавливают разрушение дофаминэргических нейронов, происходящее при болезни Паркинсона, и замещают утраченные в результате болезни клетки. У животных, которым были трансплантированы клетки, не происходило характерной для этой болезни потери контроля движений.
Работа выполнена на крысиной модели болезни Паркинсона – дофаминэргические нейроны разрушали при помощи нейротоксина, и вскоре после этого начинали лечение. Это эквивалентно тому, как если бы лечение пациента начиналось в самом начале болезни, что на самом деле случается довольно редко из-за трудностей диагностики этого заболевания на ранних стадиях.
Животных разделили на три группы – в первой группе им вводили плацебо, во второй – защищающие нейротрофические факторы, которые выделяются стволовыми клетками, и в третьей – собственно нейральные стволовые клетки. В последнем случае животные полностью восстанавливали контролируемые движения, во второй группе восстановление было частичным, и в группе плацебо движения оставались нарушенными. Полученные результаты говорят о высокой эффективности клеточной терапии на ранних стадиях болезни Паркинсона.
Чтобы приблизить условия эксперимента к реальной ситуации, исследователи стали проводить трансплантацию не сразу, а через несколько недель после повреждения мозга. Одним из самых существенных вопросов было – возможно ли восстановить уже погибшие в результате заболевания нервные клетки?
Исследование головного мозга через месяц после трансплантации показало, что выжили как эндогенные дофаминэргические нейроны, так и донорские нейральные стволовые клетки. Более того, трансплантированные клетки дифференцировались в нейроны и сформировали синапсы, позволяющие им контактировать как между собой, так и с нервными клетками стриатума реципиента.
Дополнительные опыты in vitro показали, что факторы стволовых клеток защищают дофаминэргические нейроны от воздействия нейротоксинов, и степень защиты прямо связана с концентрацией этих факторов в среде. Защита еще лучше при совместном культивировании нейронов со стволовыми клетками. Это подтверждает предположение о синергичном эффекте нескольких различных факторов.
За состоянием прошедших клеточную терапию крыс наблюдали в течение 6 месяцев, чтобы проверить, сохранится ли защитный/восстанавливающий эффект лечения. Улучшения были стабильными по меньшей мере в течение трех месяцев. Поскольку крысам вводили человеческие клетки, применяли иммуносупрессию, но для людей необходимости в ней не будет.
Материалы исследования представлены в статье Yasuhara T et al. Transplantation of human neural stem cells exerts neuroprotection in a rat model of Parkinson’s disease. J Neurosci. 2006 Nov 29;26(48):12497-511.
Источник: Cmbt.su