Меры медицинского характера в отношении лиц, заболевших душевной болезнью после совершения опасного действия


28 мая 2008

Меры медицинского характера в отношении лиц, заболевших душевной болезнью после совершения опасного действия

Если обвиняемый заболел психически после правонарушения, но до вынесения приговора, то он в соответствии с ч. 2 ст. 11 УК и аналогичными статьями законодательства других республик подлежит направлению на принудительное лечение до выздоровления. После выздоровления такое лицо может предстать перед судом и нести ответственность. Клинические показания выбора вида принудительного лечения и процессуальные принципы его назначения и отмены в этих случаях не отличаются от принудительного лечения невменяемых.

Ч. 2 ст. 11 УК применяется только к лицам, совершившим криминальные действия в состоянии вменяемости. В связи с этим экспертное решение относительно несложно в случаях временных расстройств психической деятельности после привлечения к ответственности, в период следствия. Это могут быть алкогольные психозы, психогенные состояния, декомпенсации психопатии, заканчивающиеся, как правило, выздоровлением, после которого лицо, подвергшееся принудительному лечению, может вновь участвовать в проведении судебно-следственных действий.

Сложнее обстоит дело, если после совершения общественно опасного действия у обвиняемого возникло хроническое психическое заболевание.

Квалификация такого расстройства, выяснение его прогноза возможны лишь в процессе принудительного лечения, иногда достаточно длительного. В случаях убедительной констатации хронического течения психического заболевания с необратимым дефектом личности эксперты должны обосновать заключение о невозможности такого лица предстать перед судом и следствием, неспособности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. В таких случаях в заключении необходимо указывать, что лицо заболело хроническим психическим заболеванием после криминальных действий и в соответствии со ст. 410 УПК нуждается в применении мер медицинского характера.

В ряде случаев психическое расстройство, возникшее после привлечения к ответственности и выявленное при судебно-психиатрической экспертизе, препятствует достоверной оценке психического состояния обвиняемого в период совершения общественно опасного действия.

Заключение о вменяемости при этом вынести затруднительно. Обычно это наблюдается при атипичных реактивных психозах, реже при декомпенсациях психопатий и органических поражениях головного мозга. Для решения экспертных вопросов необходимо длительное наблюдение и лечение. После выхода подэкспертного из болезненного состояния судебно-психиатрическая экспертиза может установить истинный характер психических расстройств и вменяемость. Ст. 195 УПК позволяет приостанавливать следственные действия в связи с болезнью обвиняемого. В связи с этим положением эксперты нередко выносят заключение о необходимости направления заболевшего психическим расстройством обвиняемого на лечение до выхода из болезненного состояния с последующим проведением экспертизы.

Такой подход предусматривается постановлением от 13.06.85 г., в котором указано, что если в процессе предварительного следствия или судебного разбирательства установлено временное расстройство психической деятельности, препятствующее определению психического состояния лица во время совершения общественно опасного действия, то к такому лицу могут быть применены меры медицинского характера. Выбор вида принудительного лечения в таких случаях определяется особенностями психического состояния подэкспертного.

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net