Частные случаи. Обследуемый М.


21 мая 2008

Частные случаи. Обследуемый М.

Обследуемый М. утверждал, что он нанес удар ножом, обороняясь от нескольких нападавших. Установлено, что сначала на М. напал один человек; М. ударил его ножом и уже после этого был избит прибежавшими на шум знакомыми раненого. Сам М. считает, что сознания не терял. Из медицинской документации больницы, куда он был доставлен, известно, что у него были рвота, положительный симптом Кернига, легкое оглушение.

Диагноз: сотрясение мозга, подозрение на перелом основания черепа.

Заключение: состояние М. после нанесения им удара ножом следует рассматривать как период расстроенного сознания вследствие травмы черепа. Из-за ретроградной амнезии М. не мог правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и не может давать показания о событиях перед правонарушением.

Для следствия в таких случаях важно установить период, о котором потерпевший не может давать правильные показания. Для решения такого вопроса необходимы тщательно собранные материалы о поведении и состоянии лица в момент нанесения травмы и непосредственно после нее. Объективные сведения нужно сопоставить с сообщением обследуемого на экспертизе. В некоторых случаях эксперты могут отказаться от попытки точно установить период, на который распространяется амнезия после травмы.

Вопрос о времени, с которого в показаниях могут отражаться болезненные проявления, нередко возникает в случаях реактивного психоза.

Реактивное состояние может привести к искажению сведений, к оговору и самооговору. О реактивном генезе некоторых оговоров и самооговоров писали Л. Я. Штиллер (1938), И. Н. Введенский, Т. И. Алфимова (1944). Обычно специального освидетельствования больных с реактивными состояниями по поводу их показаний не назначают или назначают крайне редко в отношении потерпевших с психогенным заболеванием, возникшим после происшествия. Чаще вопрос об отношении к показаниям в связи с реактивными психозами возникает уже после установления экспертами временного болезненного расстройства психической деятельности и касается сведений, сообщенных этими лицами на предварительном следствии. Чтобы исключить дополнительную экспертизу, целесообразно указывать, с какого момента возникло психотическое состояние, не позволяющее относиться к показаниям данного лица как к показаниям психически здорового. Обычно эксперт может установить начало заболевания по материалам уголовного дела и другим данным.

У потерпевших по сексуальным делам нередко после изнасилования развивается реактивное состояние. Такая психическая травма и характерная клиническая картина дали основание для выделения так называемого синдрома травмы изнасилования в отдельный вариант психогенных состояний [Парфентьева О. В., Шостакович Б. В., 1979; Burgess W., Golmstrom L., 1974]. Эти нарушения имеют две фазы: первую — с острой бурной истерической симптоматикой с рыданиями, криками у одних больных и заторможенностью, чувством отчаяния у других, возникающую непосредственно после происшествия, вторую — затяжную с реактивной депрессией и витальной тоской, суицидальными попытками. Такие больные нуждаются в госпитализации. Чаще возникают более легкие, постепенно проходящие невротические расстройства: нарушения сна, кошмарные сновидения, страхи, астенические и самотовегетативные проявления. Эти состояния четко зависят от судебно-следственной ситуации. Повторные допросы, вызовы в судебное заседание приводят к ухудшению или рецидиву состояния. В отдельных случаях возможно формирование стойкого невротического развития личности.

Перед экспертизой в таких случаях ставятся вопросы о причинении потерпевшей психической болезни, что законом рассматривается как тяжкое телесное повреждение и влияет на юридическую квалификацию содеянного.

При этом проводится комплексная судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза. Судебные психиатры отвечают на вопрос о связи психического расстройства у потерпевшей с психической травмой и о прогнозе болезненного состояния. При оценке тяжести повреждения судебные медики должны использовать категории, предусмотренные УК (легкие, менее тяжкие, тяжкие телесные повреждения). Если возникла реактивная депрессия, требующая госпитализации, с длительным расстройством здоровья, то можно говорить о тяжких или менее тяжких телесных повреждениях. Так же следует расценивать и затяжное невротическое состояние и невротическое развитие личности.

В подобных случаях обычно не возникает сомнений в способности потерпевшей давать показания. Потерпевшие, как правило, дают сведения о криминальном действии до развития явных признаков реактивного состояния. Вместе с тем возможность рецидива или ухудшения психического состояния заставляет отметить в экспертном заключении нецелесообразность дальнейшего участия потерпевшей в судебно-следственных действиях.

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net