Дистимически-дисфорические состояния


2 октября 2008

Дистимически-дисфорические состояния

Дистимически-дисфорические состояния в известной мере являются фоном, который то усиливается до ведущего синдрома, то утрачивает самостоятельность, уступая место волевым, поведенческим и характерологическим расстройствам. Тем не менее тимопатические эпизоды органически вплетаются в структуру психогенных декомпенсаций и подчас оказываются одним из основных клинических аргументов, определяющих судебно-психиатрическое экспертное заключение. Одни из них соответствуют классическим критериям дисфории: тоскливо-мрачное, угрюмое и злобное настроение с ожесточенностью, взрывами гнева, постоянной готовностью к насильственным действиям и агрессии.

Существенными компонентами этих эпизодов являются гипоталамо-диэнцефальные нарушения, гиперестезия и гиперакузия, парастезии, сенестопатические феномены, параноидные высказывания. В более тяжелых случаях возникает сужение сознания («сумеречность») или оглушенность.

При другом варианте дисфорических состояний достаточно выраженными оказываются дистимические симптомы (некоторыми авторами отождествляемые с гипотимией), т. е. угнетенность, тоска с тревожным ожиданием надвигающейся беды, чувство внутренней напряженности и безысходности с физическими тягостными ощущениями, суицидальные мысли. Однако за этим меланхолическим фасадом остаются стержневыми агрессивная готовность, импульсивность, злобное недовольство, что практически обусловлено патопластическим эффектом органического поражения головного мозга.

Более редкими, но не менее опасными в криминогенном аспекте являются дисфории в виде гневливой дурашливости, с мориоподобным оттенком, психомоторной оживленностью и разговорчивостью. В сущности эта внешне веселая оживленность представляет собой камуфляж куда более тяжелых аффективно-волевых расстройств. Такие состояния возникают главным образом у больных с выраженным «органическим» снижением личности и критических способностей, другими словами, при лакунарном слабоумии.

Если правонарушение было совершено в период психотической декомпенсации либо спонтанно развившейся дисфории психотического уровня, то больного следует признать невменяемым. Аналогичные психопатологические состояния могут развиться в судебно-следственной ситуации при стационарной судебно-психиатрической экспертизе. В этих случаях в соответствии с ч. 2 ст. 11 УК лица, в отношении которых решен вопрос о вменяемости, но заболевшие психической болезнью после совершения правонарушения, направляются на принудительное лечение в психиатрическую больницу до выхода из болезненного состояния. Осужденным также оказывают специальную медицинскую помощь, если у них наступает выраженная декомпенсация травматической болезни.

В редких случаях декомпенсация имеет длительное и прогредиентное течение с нарастанием выраженности, прежде всего, интеллектуально-мнестического дефекта. При психотической декомпенсации в период противоправного деяния вменяемость исключается. В судебно-следственной ситуации тяжелая и стойкая декомпенсация приравнивается к хроническому психическому заболеванию, и поэтому для лиц, совершивших противоправные деяния в состоянии вменяемости экспертное решение регламентируется ч. 2 ст. 11 УК. Осужденные в таких случаях направляются на принудительное лечение в соответствии со ст. 362 УПК.

В отдаленном периоде черепно-мозговой травмы вне связи или в связи с пароксизмальными состояниями, патологическим развитием, эпизодическими или хроническими психозами развивается типичное органическое слабоумие, в основе чего лежит энцефалопатия и нередко травматический арахноидит. Псевдопаралитическое и тотальное слабоумие являются раритетом. Обычно нарастает слабость абстрактного мышления, больной не понимает сложных и динамических ситуаций, не способен выделить существенные и практически важные причинно-следственные связи. Поражаются предпосылки интеллекта и критические способности, появляются некоторые очаговые симптомы, снижается активность, утрачиваются высшие этические, культурные и нравственные потребности. Характерны психическая истощаемость, сварливое, брюзгливое настроение, возможна непродуктивная и неуместная эйфория. Существенной стороной лакунарного слабоумия являются мнестические расстройства. Страдают все 3 процесса (запоминание, ретенция и воспроизведение), но прежде всего ухудшаются запечатление, мыслительная переработка и репродукция нового опыта и актуальных событий. Снижается уровень личности (огрубение), хотя основные ее «ядерные» свойства могут сохраняться. Гипертоническая болезнь, церебральный атеросклероз, повторные травмы головного мозга, алкоголизм и другие экзогенные вредности значительно ухудшают прогноз и способствуют утяжелению интеллектуально-мнестических расстройств (прогрессирующая деменция).

У судебно-психиатрических экспертов обычно не возникает сомнений в невменяемости больных травматической деменцией, хотя на этом этапе заболевания, когда церебрально-органическая патология представлена неврозоподобными, психопатоподобными и даже эпилептиформными синдромами, вменяемость в случае правонарушения очевидна. Этот вывод имеет большое тактическое значение для судебно-психиатрической экспертизы лиц, страдающих травматической болезнью головного мозга: в зависимости от динамики и тяжести органических и психогенных расстройств решение может меняться и в сторону невменяемости больных, и в сторону признания этих же лиц вменяемыми.

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net