Травматические психозы


26 сентября 2008

Травматические психозы

Травматические психозы в остром периоде и периоде реконвалесценции. Ситуация меняется, как только исчезает оглушение (травматическая кома) и, следовательно, начальный период травматической болезни сменяется острым периодом (по общепринятой терминологии и классификации).

Прежде всего следует иметь в виду, что травматическая болезнь, какой бы тяжелой она ни была и какими бы осложнениями ни сопровождалась, как правило, имеет регредиентное течение. Однако эта закономерность отражает главным образом динамику патоморфологических и патофизиологических процессов, а также восстановление основного качества высшей нервной деятельности — сознания. Длительная травматическая кома (несколько недель и тем более месяцев) может заканчиваться тяжелым органическим слабоумием.

Деление травматической болезни на начальную и острую стадии условно. Либо сразу после черепно-мозговой травмы, либо в первые дни или первые 1,5—2 нед могут развиваться психотические состояния, в основном с судорожными, аментивными, сумеречными и делириозными синдромальными картинами. Три последних синдрома помрачения сознания несомненно имеют судебно-психиатрическое значение, которое возрастает пропорционально и тяжести деликта, и сложности диагностической квалификации состояния больного в момент совершения противоправного действия. Подчас это бывает обусловлено даже не дефицитом информации в документах, представляемых судебно-психиатрической экспертной комиссии, а нечеткими определениями исторически выделенных разновидностей расстройств сознания. Проще, по-видимому, исходя из таких свойств сознания, как ясность, объем, «центр и периферия», содержание и подвижность, а также чувство спонтанности, непроницаемости субъективного сознания («секретность», по P. Janet), систематизировать наиболее существенные общие признаки помрачения сознания. По мере развития помрачения сознания раньше всего поражаются тонкая ориентировка в окружающем и времени, последовательность мышления, логичное и адекватное оперирование понятиями (внутрипсихическая переработка). Затем нарушаются сенсорные процессы и, наконец, выпадают психомоторные и двигательные акты. В конечном итоге больные утрачивают способность отражать в своем сознании реальные явления и события, а также регулировать свое поведение.

В случаях тяжелых и множественных черепно-мозговых повреждений нередко по выходе из коматозного состояния развивается спутанность с амнестической дезориентировкой и интеллектуальной несостоятельностью, что имитирует синдром «острого слабоумия». Одним из важных компонентов этого варианта расстройства сознания являются стереотипное психомоторное возбуждение и фрагментарность спонтанной речи, логически не связанной с внешними обстоятельствами. В дальнейшем, по мере восстановления ясности сознания и упорядочения поведения, на первый план выступают нарушения памяти в форме антеро- и ретроградной амнезии, а также фиксационной амнезии, ложных указаний, псевдореминисценций и конфабуляций, т. е. формируется корсаковский синдром. Он неизменно упоминается среди психопатологических картин, развивающихся в остром периоде (от 2 до 8 нед) и периоде ближайших последствий (до 6—12 мес) черепно-мозговой травмы. В прогностическом плане такую динамику травматической болезни следует признать неблагоприятной, поскольку на отдаленных этапах развиваются стойкие психоорганические расстройства или типичное травматическое слабоумие.

Эпизоды делириозного и особенно сумеречного помрачения сознания в различных вариантах могут возникать практически на любом этапе травматической болезни. Повторение или тем более учащение этих психотических эпизодов свидетельствует о неблагоприятной динамике церебрально-органической патологии.

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net