Мимика как психомоторный инструмент


2 февраля 2009

Мимика как психомоторный инструмент

Мимика как нервно-мышечный (психомоторный) инструмент выразительности требует особого подхода. Возможности этого инструмента должны быть точно выверены, его показатели стандартизованы, лишь тогда они станут пригодны для сопоставления. Совершенно очевидно, что объективные параметры лица удастся выразить только с помощью научных методов. Факторный анализ этих показателей с применением компьютера несомненно приведет к утверждению законов нервно-мышечных взаимодействий в мимике, рассеет недоверие. Следует сказать, что в последние годы ведется поиск новых методов изучения лица, способных повысить диагностическую ценность мимики. Решается вопрос о возможности измерения индивидуальных признаков лица, так как лишь при их строгой идентификации можно продолжать анализ и устанавливать коррелятивные отношения между психическими потенциями и физическими трансформациями лица. Новые технические средства обусловливают серьезные преимущества для решения такого вопроса. Имеется в виду программирование признаков, алгоритмическое воспроизведение геометрии лица, топологическое моделирование всех нюансов мимики, что позволит типизировать выразительность при различных заболеваниях, физических нагрузках и психических, эмоциональных состояниях.

Объективный научный анализ лица безусловно реален. Предстоит использовать разнообразные средства получения точных количественных показателей. Насколько велика будет их прогностическая функция, в настоящее время оценить трудно. Однако вряд ли возникнут разногласия по поводу целесообразности постановки и разработки данной проблемы. Уже одна только перспектива дифференциации лица больного способна заинтересовать и воодушевить исследователя.

Сто лет назад антрополог А. П. Богданов (1878) предложил создать коллекцию портретов людей с целью выведения национальных, этнических типовых эталонов лица. Он считал, что чем больше будет собрано таких портретов, тем более достоверными окажутся выводы. Сегодня мы доказываем необходимость создания атласов фотографий и портретов, на которых фиксируется специфика мимики, выражаются истинные переживания человека. Начало положено выпуском атласа «Лицо больного» (1971).

«Лицо человека», В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек

Комментарии закрыты.

Top

Vitaminov.net