Поскольку Лафатер никакими объективными доказательствами не располагал, никакой экспериментальной проверки своих выводов не сделал, а опирался только на умозрительные заключения и интуицию, его новая физиогномика была обречена на неминуемую дискредитацию. Вместе с тем определенное искусство выводов, сделанных Лафатером, продолжало вызывать интерес, его идеи стремились постичь люди, наделенные способностью наблюдать. Законы экспрессии лица оставались непознанными, но…
Вторая половина XIX в. ознаменовалась событием, оказавшим решающее влияние на всю историю биологии. В 1859 г. вышла книга Ч. Дарвина «О происхождении видов». Ей суждено было стать знаменем эволюционного учения. Дарвин доказал, что появление высокоорганизованных животных является результатом длительного постепенного развития более простых типов животных и что человек представляет собой продукт природы, потомка нижестоящих человекоподобных…
Ч. Дарвин с помощью научной методологии впервые сформулировал положение, ставшее с тех пор аксиоматичным: язык мимики и жестов доступен всем людям. Мысли автора о значении выразительности лица получили всеобщее признание. В его книге нашли отражение и исторический, и функциональный подходы. Выводы, сделанные Ч. Дарвином, были объективными, и не случайно его мнение о структуре и природе…
Когда врач спрашивает больного о самочувствии, то это вполне закономерно. Но интерес к состоянию близкого или случайного человека проявляется не только в профессиональной медицинской обстановке. Мы часто задаем вопрос: «Что с Вами?» — обращаясь к людям, лица которых особенно выразительно отражают эмоциональные перепады, интеллектуальное напряжение и другие состояния. Может быть, этот вопрос не всегда произносится…
Анатомия лица в XIX в. считалась почти полностью описанной. Но для понимания экспрессии лица одних морфологических данных недостаточно, необходима их физиологическая интерпретация. Для получения функциональных доказательств материальной детерминации мимики G. Duchenne поставил серию опытов с раздражением мимических мышц у живого человека. Он впервые провел экспериментальные исследования мимических мышц в прижизненных условиях. До G. Duchenne раздражение…
Часто говорят, что глаза человека — это зеркало души, они подобны солнцу, а морщины вокруг них — лучи времени. Вероятно, в большей степени зеркалом души является лицо: выражение глаз это только звено мимики. Не случайно писатель М. С. Прудников убеждал читателей: «Нет, не только глаза — зеркало души. Зеркало — это все лицо». Лицо человека…
Метод, примененный И. Е. Грузиновым на трупах, а G. Duchenne на живом человеке, нашел практическое применение в исследованиях физиологии мышц под названием электромиографии. Его используют и для изучения мимических движений. О применении этого метода в последние 20 лет сообщают О. Soussa, М. VIti (1965), Р. Blanton и соавт. (1970), Ch. Isley, J. Basmajan(1973). В XX…
Слово «мимика» происходит от греческого слова mimos, что означает подражание или точное изменение облика (mimiocos— подражательный). По существу мимика является отражением чувств и мыслей, элементарным языком, дополняющим речь и могущим заменить ее. Он понятен всем наблюдательным людям. Сто лет назад великий естествоиспытатель Чарлз Дарвин отмечал, что сложная игра мимических мышц отражает психическое состояние субъекта красноречивее…
Мимика как искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами в настоящее время описана во всех литературных источниках, словарях. Так, в Большой советской энциклопедии (3-е изд., 1974, т. 16, стр. 791) мимика описана как «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека». Применительно к медицине Л….
Несходство лиц как результат неравномерности развития индивидов детерминировано наследственными и фенотипическими условиями. Мимика формируется в процессе жизни. Ребенок рождается с естественными реакциями на внешние и внутренние мотивы, мимика выражает только их. Мимика взрослых утрачивает свою естественность, она представляет собой продукт воспитания, заимствования, подражания. Так, лицо человека становится лишь иллюстрацией личности, ее внешним и не всегда…